working class hero
что меня больше всего раздражает в университете, так это стоны "ну и зачем так в этом ковыряться?" относительно анализа текстов.
в прошлом семестре был семинар по Маяковскому, примерно половину которого мы разбирались с особенностями метрики. семинаристка дала нам несколько строчек Блока, несколько Маяка, мы считали ударения и паузы, узнали что дольник - любимый размер Блока (и никто до него так не писал), а Маяковский пошел еще дальше и наседал на тактовик. узнали об эволюции размеров вообще, в чем новаторство футуристов и еще очень много интересных структурных вещей. потом, конечно, перешли к особенностям метафоры, тематикам и прочему - и в целом, не семинар, а сказка.
что я слышу в итоге: "я пришла говорить о поэте! о Маяковском! о такой личности! а меня заставляли считать паузы!", "... и это на семинаре о Маяковском, который отрицал академизм!", "... он вообще про это не думал!"
и вот это "он вообще про это не думал!" - худшее, что вообще можно было сказать. во-первых, потому что это какое-то совершенно примитивное представление о том как пишутся стихи и вообще любое художественное произведение. почему-то все убеждены, что поэта в один прекрасный момент просто что-то ударяет в голову и он весь на вдохновении бездумно выдает гениальную поэму. а относительно модернистов фраза "не думал" вообще не может употребляться, потому что модернисты, как известно, ставили своей задачей преодолеть классику, выработать новую, "сбросить с парохода современности" - если мы говорим формулами Маяковского, а чтобы все это совершить, сначала нужно эту классику осмыслить, нужно серьезно потрудиться, вырабатывая творческий принцип, новую поэтику. и если кто-то там до этого, возможно (нет), и "не думал", то модернисты как раз думали очень много и хорошо.
во-вторых, даже если мы принимаем тезис о том, что поэт "не думает" - но это же совсем не значит, что мы не имеем права включить его стихи в развитие литературного процесса, отметить некоторую закономерность, сделать вывод. природа тоже "не думает", а просто существует, но это не мешает биологам, физикам, химикам, генетикам и еще тысяче ученых её изучать. а мы, филологи - ученые. хотя мне иногда кажется, что некоторые воспринимают обучение на филологическом факультете как литературный кружок домохозяек по пятницам.
не верите мне, поверьте хоть Зубовой и Гумилеву.
два аргумента из литературы
и читайте любую книжку Михаила Гаспарова о стихосложении, Гаспаров - отличный. .
в прошлом семестре был семинар по Маяковскому, примерно половину которого мы разбирались с особенностями метрики. семинаристка дала нам несколько строчек Блока, несколько Маяка, мы считали ударения и паузы, узнали что дольник - любимый размер Блока (и никто до него так не писал), а Маяковский пошел еще дальше и наседал на тактовик. узнали об эволюции размеров вообще, в чем новаторство футуристов и еще очень много интересных структурных вещей. потом, конечно, перешли к особенностям метафоры, тематикам и прочему - и в целом, не семинар, а сказка.
что я слышу в итоге: "я пришла говорить о поэте! о Маяковском! о такой личности! а меня заставляли считать паузы!", "... и это на семинаре о Маяковском, который отрицал академизм!", "... он вообще про это не думал!"
и вот это "он вообще про это не думал!" - худшее, что вообще можно было сказать. во-первых, потому что это какое-то совершенно примитивное представление о том как пишутся стихи и вообще любое художественное произведение. почему-то все убеждены, что поэта в один прекрасный момент просто что-то ударяет в голову и он весь на вдохновении бездумно выдает гениальную поэму. а относительно модернистов фраза "не думал" вообще не может употребляться, потому что модернисты, как известно, ставили своей задачей преодолеть классику, выработать новую, "сбросить с парохода современности" - если мы говорим формулами Маяковского, а чтобы все это совершить, сначала нужно эту классику осмыслить, нужно серьезно потрудиться, вырабатывая творческий принцип, новую поэтику. и если кто-то там до этого, возможно (нет), и "не думал", то модернисты как раз думали очень много и хорошо.
во-вторых, даже если мы принимаем тезис о том, что поэт "не думает" - но это же совсем не значит, что мы не имеем права включить его стихи в развитие литературного процесса, отметить некоторую закономерность, сделать вывод. природа тоже "не думает", а просто существует, но это не мешает биологам, физикам, химикам, генетикам и еще тысяче ученых её изучать. а мы, филологи - ученые. хотя мне иногда кажется, что некоторые воспринимают обучение на филологическом факультете как литературный кружок домохозяек по пятницам.
не верите мне, поверьте хоть Зубовой и Гумилеву.
два аргумента из литературы
и читайте любую книжку Михаила Гаспарова о стихосложении, Гаспаров - отличный. .
У нас, кстати, очень прикольная (на самом деле нет) ситуация, когда человек восемь пошли на семинар по русскому фэнтези (где профессор предполагала, что кто-нибудь выберет классиков с их элементами фантастики) и взяли просто какой-то дешёвый масслит для своих ВКР (там у кого-то "Колобок-детектив" даже есть)и при этом не хотят его углубленно анализировать (действительно, а что там анализировать). В общем, я люто кричу с этого семинара, чего там только нет.
А семинар по Маяковскому это круто, хотела бы на такое ходить.
а вот семинар по русском фэнтези - это очень интригующе, действительно жаль, что никто не обратился к классикам, ну или хотя бы к советской литературе :с