17:09

working class hero
на методике говорили о прецедентных текстах и важности их в преподавании литературы. прецедентные тексты - тексты, на которые постоянно ссылаются, тексты, вросшие в культуру данного общества.

в качестве примера чудная методистка привела семейный случай: на даче дети красили забор, Е.В. тоже изъявила желание поучаствовать в процессе. дайте, говорит, кисточку, я тоже покрашу. а у тебя есть дохлые кошки спрашивают деточки и смеются. методистка в восторге, цитата состоялась, прецедентный текст есть и семьей усвоен.

нам, надежде отечественной педагогики (ха-ха), говорит Е.В., все же, помимо школьной программы, необходимо вкладывать в умы, души и сердца учеников и прецедентные тексты, важные для полноценного существования культурного человека в культурном социуме. это очень хорошая и правильная мысль. осталось разобраться с тем, какие же все-таки это тексты?...

очень хочу узнать: каков для вас "культурный минимум" выпускника школы? ну и вообще ваши мысли о том, а нужно ли учителю литературы волноваться о чем-то кроме прописанной еще шестьдесят лет назад программы?
(конечно нужно)

@темы: высшие женские курсы

Комментарии
08.10.2016 в 17:34

личинка дэвида митчелла
у и вообще ваши мысли о том, а нужно ли учителю литературы волноваться о чем-то кроме прописанной еще шестьдесят лет назад программы?
конечно нужно [2]
но от себя вот чего хочется добавить: из своего опыта работы в школе заметила, что дети, вне зависимости от собственного уровня развитости, очень хорошо чувствуют, инстинктивно как-то, что ли, когда ты не уверен или недостаточно погружён в ту сферу, которой занимаешься. если ты, например, прочитал у достоевского только «преступление и наказание», не читал хотя бы бахтина, не знаком с эволюцией творческой манеры писателя, которая сильно менялась вместе с его мировоззрением, вот этих всех и многих других вещей, то и чувствовать себя в материале одного этого романа будешь, мягко говоря, скованно. а дети это поймут, вполне возможно, даже не осознавая этого до конца, и просто не будут уважать и слушать тебя.
у меня есть свой неприятный пример, подтверждающий мои слова, но он с преподаванием русского языка связан.
08.10.2016 в 17:40

working class hero
Яша Скрипкин, (собираюсь тут готовить девочку к егэ по литературе, Бахтина читала, много чего читала, но страшно вообще жуть, что окажусь какой-то глупой...)
а что скажете о прецедентных текстах? какие они, по-вашему, все-таки нужны? не том же сойер один нынче в тренде :")
08.10.2016 в 17:57

личинка дэвида митчелла
(собираюсь тут готовить девочку к егэ по литературе, Бахтина читала, много чего читала, но страшно вообще жуть, что окажусь какой-то глупой...)
да страх это нормально, по-моему, если опыта практического ещё нет(?), я во время школьной практики иногда ужин раствором валерьяны запивала, чтобы хоть чуточку попуститься

а что скажете о прецедентных текстах? какие они, по-вашему, все-таки нужны? не том же сойер один нынче в тренде :")
мне кажется, со школьниками нужно выходить за рамки классики за счёт текстов, близких к ней, брать такие книги, которые более детально исследуют проблемы, которые классика рассматривает в масштабах бытийных, не вдаваясь в подробности. навскидку на ум приходят наиболее известные романы брэдбери («вино из одуванчиков», «451 градус по фаренгейту»), «толстяки» олеши, приключенческие романы жюль верна, потому что их и читать интересно, и проблематика у них серьёзная («пятнадцатилетний капитан», например).
08.10.2016 в 18:31

личинка дэвида митчелла
побродив вокруг своего комментария, поняла, что, хоть названные мной книжки довольно известны, их нельзя однозначно отнести к прецедентным текстам
мы вопроса о таких текстах на методике не поднимали, теперь я и сообразить не могу, какие книжки подходили бы также хорошо, как том сойер
08.10.2016 в 19:16

working class hero
Яша Скрипкин, да, опыт первый и чрезвычайно волнительный. боюсь еще отчасти, что мой несолидный внешний вид может помешать вызвать доверие к имеющемуся у меня багажу знаний. люблю вообще себе страхов придумать!

хм, вот 451 градус, мне кажется, это отличный пример! я вот просто все пытаюсь составить список и в голову приходят только "маленький принц" да "рождественские истории" Диккенса :") и почему-то сплошь литература зарубежная. можно это, конечно, объяснить тем, что необходимый культурный минимум русской литературы дает школьная программа, но все равно хочется чего-то своего, отечественного....

а как долго Вы преподавали (преподаете?) в школе?
08.10.2016 в 19:44

личинка дэвида митчелла
несолидный внешний вид
не знаю, переплюнете ли вы меня, я на практику ходила в своей повседневной одежде и с рюкзаком, меня пару раз учительницы в коридорах ловили во время уроков и спрашивали, из какого я класса и почему не на занятии :D

хм, вот 451 градус, мне кажется, это отличный пример! я вот просто все пытаюсь составить список и в голову приходят только "маленький принц" да "рождественские истории" Диккенса :") и почему-то сплошь литература зарубежная. можно это, конечно, объяснить тем, что необходимый культурный минимум русской литературы дает школьная программа, но все равно хочется чего-то своего, отечественного....
для старшего звена ещё «над пропастью во ржи» можно попробовать предложить, но как-то направлять восприятие детей, не то герой-сверстник, разгуливающий в ночи по питейным заведениям, может натолкнуть их на не самые удачные мысли

а как долго Вы преподавали (преподаете?) в школе?
да всего месяц в прошло году, у меня была школьная практика на третьем курсе в пед университете. провела только 8 уроков русского языка у пятиклассников, но опыт до сих пор перевариваю. в этом году пойду весной вести уроки литературы. уроков литературы, на самом деле, боюсь гораздо сильнее, чем уроков русского: страшно не удержать массивы информации в голове, что-то упустить, а ещё всегда есть опасность обидеть ребёнка. на уроках русского контролировать ход урока гораздо проще, потому что от системы далеко уйти нельзя, а на уроках литературы никогда нельзя предположить, в какую сторону уйдут мысли детей, смогу ли пойти вслед за этими мыслями? как корректно вернуть детей на нужную мне дорожку, если они свернут совсем уж не туда?
нам показывали лекцию учителя литературы по фамилии волков, он рассказывал такой интересный пример: он присутствовал на уроке литературы по «евгению онегину», на который дети пришли в плохой готовности, ни на один вопрос учителя ответить не могли. наконец, учитель задал несколько странный вопрос: а как звали родителей евгений онегина? дети озадачились, стали листать книжку и пришли к выводу, что о родителях онегина информации как таковой и нет, а вот о родителях татьяны, наоборот, сказано немало. так учитель смог выйти на проблему оторванности онегина от "корней" и расшевелить детей для дальнейшего разговора. ведь очень крутой, по-моему, пример выхода из непростой ситуации, но как до такого дойти, когда стоишь перед детьми, переживаешь, как бы собственный запас знаний не рассыпать, да ещё и урок спасти?
08.10.2016 в 20:35

working class hero
спрашивали, из какого я класса и почему не на занятии
о боже, так и вижу себя на практике :"")
я вот просто и сижу и думаю, что, наверное, не стоит на первое знакомство с мамой ученицы и ученицей надевать носки с таксами, но потом думаю: но когда-то же они все равно их увидят....

для старшего звена ещё «над пропастью во ржи»
долго думала, кстати, над этим произведением, но в список все-таки включать не стала. конечно, буду советовать в качестве внеклассного чтения всем заинтересованным, но все-таки, мне кажется, это не всем школьникам, и не такой уж он и "прецедентный"....

практика на третьем курсе в пед университете.
о, да мы коллеги! правда по моему учебному плану первый педагогический вуз страны решил на третьем курсе практику убрать, так что детей мы увидим только на пятом, зато сразу на два месяца. зато вот все последующие наборы окрестили "прикладным бакалавриатом" и ребятки с первого курса по практикам скачут: на первом вот были в детском саду, на втором их сейчас почти на полгода отправляют в школу. попрошу заметить, была всего половина курса психологии, педагогика еще не начиналась, методикой даже близко не пахнет. и мы называем себя кузницей педагогов России, я просто плачу от ужаса.
а я вот ужасно боюсь русского, хотя это вполне объяснимо, ибо русский - не моя специализация, потому что моя специализация - смесь бульдога с носорогом "литература и мировая художественная культура". хотя русский да, гораздо более регламентирован и систематичен, нежели литература, на которой можно забраться в такие дебри, что и забудешь с чего начинал и о чем сказать хотел вообще. еще меня, конечно, очень волнует факт содержания того, о чем ты рассказываешь. в том плане, что в университете мы же занимаемся наукой, поднимаем неподъемные и необхватные пласты, а в школе все-таки различаем по завету Ф.И. Буслаева "науку учебную от науки ученой" и даём версию общую и более-менее упрощенную. и как вот найти эту грань: о чем говорить, а о чем промолчать? как рассказать достаточно полно, но не слишком научно?... ух.

нам показывали лекцию учителя литературы по фамилии волков
о, какой прекрасный пример! но это действительно нужно уметь так экстренно соображать и так быстро собраться и сгенерировать интересное, просто высший пилотаж.
наш преподаватель по детлиту рассказывал историю гораздо более грустную, но, как мне кажется, чаще встречающуюся. его отправили на практику в одну из школ необъятных окраин Москвы (стоит, кстати, отметить, что дело бы еще и в девяностые), вести литературу в старших классах. урок по "темным аллеям". преподаватель, наивный и воодушевленный приготовил список вопросов, план-конспект урока, абсолютно убежденный, что отправляется на занятие если не к юным коллегам, то как минимум к очень прилежным ученикам, которые, конечно, с текстом ознакомились. а приехал к детям окраины Москвы в девяностые....
собственно, весь урок он покрывался испариной и самоотверженно пересказывал сюжеты цикла. методист за урок поставила "неуд."
..........
08.10.2016 в 20:57

личинка дэвида митчелла
о боже, так и вижу себя на практике :"") я вот просто и сижу и думаю, что, наверное, не стоит на первое знакомство с мамой ученицы и ученицей надевать носки с таксами, но потом думаю: но когда-то же они все равно их увидят....
в конечном итоге результаты занятий в любом случае будут важнее носков с таксой)

о, да мы коллеги! правда по моему учебному плану первый педагогический вуз страны решил на третьем курсе практику убрать, так что детей мы увидим только на пятом, зато сразу на два месяца. зато вот все последующие наборы окрестили "прикладным бакалавриатом" и ребятки с первого курса по практикам скачут: на первом вот были в детском саду, на втором их сейчас почти на полгода отправляют в школу.
а что за университет такой и что за специальность, на которой студентов могут и к детям в садик, и к ученикам в школу отправить? меня с моего бакалавриата только к среднему звену пускают, для дошкольного образования и для началки отдельные факультеты есть, что, по-моему, логичнее, чем вот так вбрасывать людей от одной группы детей со своими особенностями к другой.

попрошу заметить, была всего половина курса психологии, педагогика еще не начиналась, методикой даже близко не пахнет. и мы называем себя кузницей педагогов России, я просто плачу от ужаса.
бедные дети (и учащиеся, и студенты) :С я только на парах по методике начала понимать, что вообще такое - быть учителем, и как это тяжко, а тут людей сталкивают с этим знанием без всякой подготовки. ну, это не говоря о том, что без методики в принципе нельзя к детям.

а я вот ужасно боюсь русского, хотя это вполне объяснимо, ибо русский - не моя специализация, потому что моя специализация - смесь бульдога с носорогом "литература и мировая художественная культура".
у меня профиль "русский язык и литература", но внутри факультета к четвёртому курсу очень чётко сформировалось разделение на литературоведов и лингвистов, так вот я - первое, а от русского языка чуть не плачу. так что со всем пониманием беды сочувствую и пожимаю руку, соваться в сферу, с которой не дружишь, всё равно что пытаться перепрыгнуть пропасть, не имея ножек.

еще меня, конечно, очень волнует факт содержания того, о чем ты рассказываешь. в том плане, что в университете мы же занимаемся наукой, поднимаем неподъемные и необхватные пласты, а в школе все-таки различаем по завету Ф.И. Буслаева "науку учебную от науки ученой" и даём версию общую и более-менее упрощенную. и как вот найти эту грань: о чем говорить, а о чем промолчать? как рассказать достаточно полно, но не слишком научно?... ух.
мои любимые лекции по современному русскому языку - это те, на которых мы по две пары говорим о том, что, например, наука не определилась до конца, считать ли местоимение частью речи, а ты потом идёшь на урок рассказывать детям, что это совершенно точно часть речи.
меня на практике отругали за то, что я с пятиклашек требовала назвать мне функции обращений в предложении, но проблема в том, что я в момент речи даже не осознавала, что отошла от человеческого языка, просто не заметила этого.
с литературой эта проблема "как рассказать много, но мало" встаёт ещё острее, и мне даже обидно, что изучение любого произведения, да хотя бы той же "капитанской дочки", сводится к одной-двум проблемам, к тому же спрямлённым для облегчения разговора, и всё.

наш преподаватель по детлиту рассказывал историю гораздо более грустную, но, как мне кажется, чаще встречающуюся. его отправили на практику в одну из школ необъятных окраин Москвы (стоит, кстати, отметить, что дело бы еще и в девяностые), вести литературу в старших классах. урок по "темным аллеям". преподаватель, наивный и воодушевленный приготовил список вопросов, план-конспект урока, абсолютно убежденный, что отправляется на занятие если не к юным коллегам, то как минимум к очень прилежным ученикам, которые, конечно, с текстом ознакомились. а приехал к детям окраины Москвы в девяностые.... собственно, весь урок он покрывался испариной и самоотверженно пересказывал сюжеты цикла. методист за урок поставила "неуд." ..........
я так боюсь на самом деле словить подобную историю в личный багаж, что аж глаз подрагивает, когда я об этом думаю
08.10.2016 в 22:54

working class hero
а что за университет такой
московский прости господи педагогический государственный университет (мпгу). все направления подготовки филфака, а у нас их пять.
но там, кажется, снова изменили программу, как учатся нынешние первокурсники не знаю, но прошлый набор окрестили "практикоориентированным образованием" и отправили их вперед на баррикады.

мои любимые лекции по современному русскому языку
о, страдания! сколько всего нового открывается. а фонетический разбор! мне рыдать захотелось, когда я увидела "как правильно" и "как в школе"

и мне даже обидно, что изучение любого произведения, да хотя бы той же "капитанской дочки", сводится к одной-двум проблемам, к тому же спрямлённым для облегчения разговора, и всё.
да! хочется рассказать больше и интереснее, невероятно обидно. ведь ты знаешь, что там и больше и интереснее, но это приходится скрывать :с
09.10.2016 в 17:38

Король умер. Да здравствует Король!
Всякие "Война и мир" - это само собой, конечно же. Я бы взяла по ключевому произведению различных эпох и жанров. Прям можно открыть хронологию и выбирать по одному. Например, я обожаю "Робинзона Крузо" (торжество человека разумного и гуманизма), "Алые паруса", По бы взяла ("Убийство на улице Морг" и "Ворон", начало детектива), "Франкенштейна", "Слово о полку Игореве", что-нибудь о концлагерях и по произведению на каждую войну. Ещё бы, внезапно, взяла Библию кусками, потому что куда ни сунься, постоянно оттуда цитаты.
10.10.2016 в 11:43

working class hero
Ферера, "Слово..." изучается в рамках программы и даже включено в ЕГЭ :3
очень интересная мысль с По и Франкенштейном, да!
С Библией тоже хорошо, но требует основательной подготовки. а какие бы, например, куски предложили? ну, кроме нагорной проповеди и момента с Каином и Авелем?
10.10.2016 в 12:00

Король умер. Да здравствует Король!
умка ищет друга, все книги, что я перечислила, были в моей школьной программе) Но от школы к школе они разнятся, поэтому упомянула и "Слово". Библию можно взять кусками. Есть такая притча, есть такая история, вот часто встречается такой прецедентный текст... Я не читала (но планирую), хотя знаю все главные моменты (спасибо детской Библии, подаренной мне религиозной тётей, и филфаку). Ветхий завет мне кажется интереснее и провокационнее. Так как это очень объемные произведения, то выбирайте то, что нравится именно вам! Вполне может оказаться, что хватит и описания жизни Христа. А может и про Ноя и Содом и Гоморру придётся вспомнить.
10.10.2016 в 12:15

working class hero
Ветхий завет мне кажется интереснее и провокационнее.
полностью поддерживаю! Ветхий завет и читается гораздо проще, как по мне, Новый я со скрипом осиливала.

детской Библии
это, кстати, довольно интересная штука, да.

я поняла Ваш посыл, руководствуясь примерно теми же побуждениями я, например, решительно настаиваю на изучении "Мифов и легенд Древней Греции". читать "Метаморфозы", конечно, никого заставлять не надо, а вот в изложении Куна это даже вполне увлекательно :3
03.01.2017 в 14:57

если к этому моменту ты еще не пьян и не полураздет, ты невнимательно следишь за рассказом
можно это, конечно, объяснить тем, что необходимый культурный минимум русской литературы дает школьная программа, но все равно хочется чего-то своего, отечественного....

Где "12 стульев" и "Золотой теленок"? Это совершенно не школьная программа, но прецедентище.
По мифам - скандинавскую мифологию еще.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail